Системы вентиляции и кондиционирования торговых центров
С целью удовлетворить покупательскую потребность руководство мелких и крупных городов принимает решение о строительстве больших торговых центров. При этом для привлечения клиента используются как современное техническое оснащение, так и оригинальные маркетинговые ходы. А чтобы покупатель длительно ощущал комфорт в коммерческих помещениях, здесь монтируются мощные системы кондиционирования и вентиляции. Инженерные сети создают оптимальный микроклимат. Кроме того, вентиляция общественных зданий обеспечивает постоянный приток свежего воздуха даже в высотные центры с герметично закрытыми окнами.
Возможности вентиляции ТЦ
Чтобы покупатель/посетитель торгового центра, а также обслуживающий персонал на протяжении дня чувствовали себя комфортно в коммерческом здании, инженерные сети задают такие параметры микроклимата:
- температуру;
- скорость движения воздушных потоков в помещении;
- влажность воздуха;
- обеспечение надежной пожарной безопасности;
- поддержание санитарно-гигиенических норм воздушных масс, регламентированных СНиП.
При этом уровень шума инженерных коммуникаций минимален и не доставляет дискомфорта человеку.
Соответствие инженерных коммуникаций (вентиляция / кондиционирование) нормативным документам
Регламентируют нормы работы/установки вентилирующего оборудования такие документы:
СП 60.13330.2012 СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование.
СП 50.13330.2012 СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий.
СП 51.13330.2011 СНиП 23-03-2003 Защита от шума.
ГОСТ Р ЕН 13779-2007 Вентиляция в нежилых зданиях. Технические требования к системам вентиляции и кондиционирования
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.
ГОСТ 12.1.005-88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
ГОСТ 12.1.003-83 Шум. Общие требования безопасности.
Надежный застройщик придерживается установленных норм и стандартов при монтаже инженерных линий.
Что касается норм подачи свежего воздуха, то они едины и не зависят от типа коммерческого здания:
- На одного посетителя ТЦ — 20 м3/час;
- На каждого сотрудника торгового центра — 60 м3/час.
Важно: для комфортного пребывания в торгово-развлекательном центре на одного посетителя должно приходиться не менее 6 м2 площади. Для продовольственных магазинов этот показатель снижен до 5 м2/чел.
Важные требования при проектировании систем вентиляции
Проектирование вентиляции — важный инженерный процесс. Здесь нужно учитывать массу параметров, в дальнейшем влияющих на работоспособность коммуникации, а именно:
- Тип и характеристики материалов, использованных для возведения ТЦ;
- Общая площадь коммерческого помещения;
- Расположение коробки здания относительно всех сторон света (подразумеваются координаты расположения окон и дверей);
- Расположение ТЦ относительно крупных магистралей, иных построек;
- Функциональные назначения всех коммерческих помещений в здании;
- Объём посещаемости торгового центра.
Важно: для разных типов ТЦ предусмотрены различные типы устройства инженерных вентиляционных сетей — комбинированная (с наличием отдельных линий вентиляции и кондиционирования) или система, осуществляющая охлаждение подаваемого воздуха.
Группы ТЦ и виды вентиляционных инженерных коммуникаций для каждой из них
Всего различают два типа крупных ТЦ:
- Магазин по типу склад - просторное помещение без перегородок с большой общей кассовой зоной. Примеры подобных коммерческих зданий — комплексы «Метро», «Ашан» и др.
- Многофункциональный ТЦ. Это большое, иногда многоэтажное здание, в котором расположено множество отдельных продовольственных и непродовольственных магазинов, аптек, зон отдыха и развлечения. Явный пример таких торговых центров — ЦУМ, ТРЦ «Фантастика» и т.п.
Специфика содержания и функционирования этих двух групп коммерческих зданий различна. Поэтому и инженерные сети здесь устраиваются по-разному. Так, для магазина-склада предусмотрен монтаж систем вентиляции приточно-вытяжного типа. Как правило, такая линия соединена с кондиционированием и отопительной линией. Подачу охлаждённого или подогретого воздуха осуществляют специальные воздуховоды. При этом в устроенных шахтах имеется система противопожарной безопасности. Она подразумевает наличие в каналах инженерных препятствий, преграждающих путь огню в случае возгорания одной из веток линии. В результате пламя не может свободно перекинуться из одной части зала в другую. Чаще для ТЦ подвида магазин-склад монтируют систему вентиляции RoofTop (моноблочная кровельная установка) или линию с секцией водяного подогрева/охлаждения воздушных масс. Во втором случае для повышения температуры воздуха вода с температурой от 90 до 130 градусов нагнетается под давлением из котельной. А чтобы охладить воздух, подается холодная водная среда 5-10 градусов из подготовленных холодильных машин (чиллеров).
Что касается многофункциональных ТЦ, то здесь предусмотрено создание индивидуальных температурных параметров для каждого отдельного помещения. Поэтому здесь целесообразнее монтировать инженерную систему чиллер-фанкойл. С её помощью можно независимо регулировать температуру для магазинов, офисов, зон развлечения. Принцип работы такой коммуникации заключается в следующем:
В качестве теплоносителя используется вода или другая техническая жидкость (но не фреон). Масса первично поступает в рабочий чиллер, где осуществляется ее охлаждение.
Затем насос перегоняет теплоноситель в фанкойл. Здесь происходит охлаждение циркулирующих воздушных масс.
Следует помнить, что каждый тип вентиляционной и кондиционирующей линий требует профессионального подхода. Расчеты, составление проектной документации и дальнейший монтаж проводят только мастера высокого класса. Малейшие ошибки в проектировании или устройстве инженерных линий влекут за собой серьезные аварийные ситуации, катастрофы.
Наши работы
Отзывы